Главная / Полезная информация для учителей и преподавателей вузов / Публикации / В.В. Загорский. Химическая олимпиада с разных точек зрения

О партнерстве

Менделеевский конкурс

Конкурс "Человек на Земле"

Полезная информация для учителей и преподавателей вузов

Семинары

Публикации

Библиотека методических пособий

 

 

 

Публикации

Химическая олимпиада с разных точек зрения

В.В. Загорский

Вячеслав Загорский,
доцент СУНЦ МГУ,
Соросовский учитель

Опубликовано: Химия в школе N2, 1998, с.2-4 "Олимпиада: На старт! Внимание! Марш!"
10.09.97

      Большую часть жизни я связан с химическими олимпиадами школьников. Сначала прошел все их этапы, включая международный в 1972 году, в качестве школьника-участника. Затем - член жюри, составитель задач, член и председатель методических комиссий разных уровней. Сейчас, наряду с организацией олимпиад, смотрю на них и глазами учителя школьников-участников. Поэтому могу представить по крайней мере три точки зрения на это явление - химические олимпиады как интеллектуальные соревнования старшеклассников.
      Приведенное определение олимпиад мне кажется достаточно точным. Во всех их разновидностях - индивидуальных, командных, турнире городов - есть значительный элемент "спорта", распределение по местам и призы. И соревнования эти чисто интеллектуальные - творческая (креативная) и художественная составляющие в них практически отсутствуют. Этакий специализированный IQ (тест на коэффициент интеллекта) для старшеклассников.

      Участник
      В жизнь школьника олимпиады входят вполне своевременно. В 14-16 лет очень нужно найти себя, выделиться среди ровесников, определить пределы своих способностей и возможностей. Олимпиады дают уникальную возможность добиться признания не только в семье и в учительской, но и у одноклассников. Последнее особенно важно - в свое время я обнаружил, что ровесники больше всего уважали не мои пиротехнические хулиганства и спортивно-борцовские достижения, а именно дипломы "Союза" по химии. Итак, признание получено, а закрепить и развить успех сравнительно просто - нужно только побольше читать учебники и решать задачи. Такая "специализация" поощряется обычно дома и в школе, и потому не приходится дополнительно бороться за возможность самосовершенствования. Конечно, сужается круг общения, но подобная жертва выглядит временной - "до института". Тем более что открываются неожиданно новые возможности - поступить в желаемый вуз без сдачи не всегда любимых предметов (математика) и откровенно презираемых (сочинение). Так что жизнь кажется ясной и приятной.
      К сожалению, у некоторых участников интеллектуальных олимпиад преобладает спортивный азарт. Погоня за местами и призами оказывается первичной по сравнению с интересом к самому предмету (науке). Особенно ярко это проявляется на так называемом "просмотре участниками своих работ" после проверки членами жюри теоретического тура. Лихорадочный подсчет баллов, скандалы, слезы и истерики - очень тяжело участвовать в этом в качестве судьи. Как правило, школьник становится "гонщиком за баллами" благодаря учителю (обычно, если учитель присутствует на олимпиаде, то приходится выдерживать атаку от "спортсмена" и его "тренера"). Хорошо, что подобных "спортсменов" на олимпиаде меньшинство.

      Организатор
      Знал бы кто, как это непросто - составлять не менее десятка новых и оригинальных задач в год. Особенно в "моем" 9-м классе (сейчас я куратор 9-го класса в Московской и Соросовской олимпиадах) - ведь за рамки программы (стандарта) - нельзя! А в Московской олимпиаде есть и параллель 8-х классов. К каждой задаче предъявляются взаимоисключающие требования: повышенная сложность (чтобы полностью могли решить только самые "умные") и "стартовая простота" (чтобы могли начать решать почти все). Очень важна "проверяемость" - например, к ночи в день теоретического тура Московской олимпиады нужно успеть проверить по 150-200 работ в каждом классе.
      А для заочного тура Соросовской олимпиады желательны задачи, которые могут решить школьники, но не могут их учителя...
      В результате круглый год записываю все идеи, пригодные для школьной задачи по химии.
      Кроме составления задач и проверки работ, есть еще более трудная организационная деятельность. Российские олимпиады существуют за счет огромных оргвзносов участников - поэтому работа организаторов хоть как-то оплачивается. На Московской же олимпиаде особенно не заработаешь - но ее не провести без активного участия десятков студентов, аспирантов и сотрудников трех столичных химических вузов. Когда-то этим занимался комсомол, а в последние два года его очень успешно заменил... фонд Сороса. Ведь для получения звания и гранта соросовского студента учитывалось среди прочего участие в организации олимпиад. В основном же Московская олимпиада все еще жива потому, что многие студенты помнят собственное "олимпийское детство" и готовы потратить три воскресенья на своих преемников.
      Финальный тур Российской олимпиады, как упомянуто выше, существует за счет ее участников - оргвзнос со школьника уже достиг двух миллионов рублей (в 2006 году около 5000 рублей). Это исключает из финала многих из тех старшеклассников, которые поступили в специализированные интернаты (как, например, интернат имени А.Н.Колмогорова при МГУ, где я работаю) - одной школе не под силу теперь выставить команду из нескольких человек. Именно поэтому я считаю для себя невозможным работать в данном мероприятии - зарабатывать на своих же школьниках.
      Наиболее материально выгодна работа составителя задач и проверяющего в Соросовской олимпиаде - как принято на Западе, здесь любое реальное усилие не чрезмерно, но реально оплачивается. Однако организация олимпиады до сих пор очень суматошная. Решение о проведении очередного этапа принимается только при получении подтверждения о его финансировании - а это иногда происходит буквально за несколько дней до самого этапа.
      В существующей ныне системе Соросовских олимпиад мне кажется явно избыточным как заочный тур в существующей форме (он не влияет на участие в последующих этапах), так и многолюдный финал. Заочный тур был бы гораздо полезнее для школьников как творческий конкурс (но как тогда проверить тысячи работ?), а финал можно сделать чисто "спортивным", собрав в одном месте несколько десятков, а не сотен участников на "предмето-параллель". В существующей же форме заочный и финальный этапы Соросовской олимпиады кажутся более нужными ее организаторам, чем участникам. В то же время великим достижением остается проведение второго (очного) этапа с одинаковыми задачами одновременно для всех школьников России (во втором туре олимпиады по химии в 1997 году участвовали 12628 школьников 9-10-11-х классов), причем все работы проверяет затем одно жюри. Это позволяет сочетать объективное интеллектуальное соревнование с возможностью проанализировать реальное положение дел в обучении школьников химии (и другим предметам).
      Самым уникальным явлением, не имеющим других предметных аналогов, остается Менделеевская олимпиада школьников. Это - единственная олимпиада, в которой участвуют школьники из государств - бывших республик бывшего СССР. К сожалению, у этой олимпиады отсутствует стабильное финансирование. Попытка провести Менделеевскую олимпиаду не в России (Ереван-97) привела к политической проблеме - отказалась участвовать команда Азербайджана. Все-таки лучше собирать команды ныне независимых стран в наиболее нейтральной на сегодняшний день России.

      В целом же меня, как участвовавшего в организации финальных этапов всех перечисленных олимпиад, очень смущает их многочисленность и несогласованность. Во все финалы попадают одни и те же школьники, составы жюри в значительной степени пересекаются - поэтому три независимых финала (Российская, Менделеевская, Соросовская олимпиады) выглядят непозволительной роскошью.

      Учитель
      В качестве учителя школьников-олимпийцев я имею существенные преимущества перед своими коллегами-педагогами (но не потому, что я знаю и могу заранее раскрыть задачи - приведенные ниже данные исключают подобное). Это - доступ к базам данных с фамилиями участников разных олимпиад и работа помимо школы на Химическом факультете МГУ. В результате могу проследить судьбу человека от 8-го класса до аспирантуры и далее. Первые попытки количественно обработать доступные мне данные я начал около года назад. Результаты - обескураживающие.
      При анализе олимпиадных мест (по сумме баллов теоретического тура Московской олимпиады) учащихся СУНЦ МГУ и Московского химического лицея (шк.1303) оказалось, что интенсивное специализированное обучение приводит не к улучшению, а к ухудшению результатов участия школьников в олимпиадах. Были проанализированы результаты выпускников химического класса СУНЦ МГУ 1997-1992 гг. в 9-м, 10-м и 11-м классах и выпускников Московского химического лицея 1997-1995 гг. тоже за три класса. Сравнивались не личные результаты, а суммы мест (по баллам) учащихся данного выпуска за три года. Для обоих школ статистически достоверным является возрастание сумм луших мест (1-2 и 1-5) данного выпуска, что указывает на ухудшение результатов (удаление от наименьших, т.е. первых мест). На первый взгляд кажется, что обучение в специализированных по химии классах должно приводить к противоположному результату.
      Конечно, объяснить полученные данные можно вполне "благородными" причинами - появляются новые, более глубокие интересы, интенсивно изучается не только химия (особенно в СУНЦ МГУ - физико-математическом интернате им. А.Н.Колмогорова). Но ведь старшеклассники продолжают участвовать в олимпиадах, и делают это вполне сознательно и азартно, переживая по поводу своего "падения" по сравнению с более младшими классами. Да, они теперь не самые первые, но - в призерах. А значит, предстоят финалы - Российская олимпиада, Менделеевская, Соросовская. В школе финалисты появляются редко, успевая вежливо предупредить завуча об очередном предстоящем отсутствии. Школьная отчетность от их баллов и мест выигрывает (вот сколько у нас призеров), а что получают сами ребята? Поступление без экзаменов? Некоторые успевают заработать такое "бесплатное приглашение в вуз" по двум предметам. У моих учеников это часто химия и математика. Зато, когда они приходят работать ко мне на кафедру на первом курсе, самое страшное для меня - написание курсовой. Красивый компьютерный шрифт не спасает от безграмотности (компьютер может исправлять грамматику, но не стиль). С иностранным языком тоже обычно проблема, а это - невозможность работать с научной литературой и свежайшей информацией из Интернета.
      Есть и еще одна чисто учительская проблема. Поскольку Соросовская олимпиада проводится совершенно независимо от "минобразовательской", а последняя уже заняла все выходные с февраля по март разными предметами и турами, то второй (очный) Соросовский этап проходит в базовых школах практически всю неделю. Наша школа - базовая, и наши ученики предпочитают участвовать в олимпиаде по всем предметам (день-предмет), пусть и с близкими к нулю баллами, чем ходить на уроки. Значит, учебные занятия в эту неделю фактически срываются. Получается, что олимпиада работает против учебной программы.

      Конечно, мое мнение как учителя слишком узкое и одностороннее. Ведь я работаю с "мотивированными" школьниками, которые практически поголовно поступают после школы в МГУ и другие вузы высокого уровня. Для таких ребят участие в многочисленных этапах и финалах - скорее развлечение, позволяющее с января по май игнорировать "непрофильные" предметы. К тому же умение решать задачи, основанные на достаточно ограниченном числе алгоритмов, не может свидетельствовать даже о полноценном развитии интеллекта, не говоря уже о других сторонах мыслительной деятельности.
      Вполне возможно, что для тех школьников, которые впервые сталкиваются, например, с более интересными, чем задания из учебников, задачами заочного тура Соросовской олимпиады, участие в олимпиаде - первый шаг к научной деятельности. Особенно это важно для тех, кто живет и учится вдали от крупных городов и университетских центров. Следовательно, массовая и демократичная олимпиада (особенно это относится к заочному этапу Соросовских олимпиад) содействует научно-техническому прогрессу. А вот нужен ли такой прогресс сам по себе, и стоит ли ему так интенсивно содействовать - это тема уже для отдельного разговора.

Вячеслав Загорский,
доцент СУНЦ МГУ,
Соросовский учитель

Автор: В.В. Загорский

О партнерстве | Благотворители | Новое | Контакты

© НП «Содействие химическому и экологическому образованию»
Тел./факс: (495) 4348102


Warning: require_once(/bhome/part3/03/vh34395/chemeco.ru/www/netcat_files/11/1/p3.php) [function.require-once]: failed to open stream: No such file or directory in /bhome/part3/03/vh34395/chemeco.ru/www/netcat/full.php(614) : eval()'d code on line 25

Fatal error: require_once() [function.require]: Failed opening required '/bhome/part3/03/vh34395/chemeco.ru/www/netcat_files/11/1/p3.php' (include_path='/bhome/part3/03/vh34395/chemeco.ru/www/netcat/require/lib/') in /bhome/part3/03/vh34395/chemeco.ru/www/netcat/full.php(614) : eval()'d code on line 25