Главная / Конкурс "Человек на Земле" / . Итоги XII Всероссийского конкурса «Человек на Земле», 2017-2018 гг |
|
О партнерствеМенделеевский конкурсКонкурс "Человек на Земле"Итоги VII Всероссийского конкурса «Человек на Земле» Итоги VIII Всероссийского конкурса «Человек на Земле» Итоги IX Всероссийского конкурса «Человек на Земле» Итоги X Всероссийского конкурса «Человек на Земле» Полезная информация для учителей и преподавателей вузов
|
Итоги XII Всероссийского конкурса «Человек на Земле», 2017-2018 ггДорогие друзья!Подведены итоги XII Всероссийского конкурса учебно-исследовательских экологических проектов «Человек на Земле» за 2017-2018 гг.В соответствии с Положением о конкурсе, 1 сентября по 25 октября 2017 г. проводилась предварительная электронная регистрация заявок от желающих принять участие в Конкурсе. На момент окончания регистрации было принято 536 заявок из 45 регионов страны. Всем приславшим заявки было направлено письмо с указанием электронного адреса, на который предлагалось в недельный срок направить тексты проектов. В итоге в Оргкомитет Конкурса поступило 505 проектов из 45 регионов (более 160 населенных пунктов). Конкурс проводился по четырем номинациям:
Авторы проектов – от воспитанников детских садов до учащихся 11-х классов, включая студентов колледжей. Проекты выполнялись под руководством учителей, воспитателей детских садов, преподавателей и методистов учреждений народного образования. Все работы оценивались экспертной комиссией в составе опытных педагогов, ученых, специалистов в области биологии, географии, химии, этнографии. Жюри возглавил Валерий Викторович Снакин, профессор МГУ имени М.В. Ломоносова, доктор биологических наук, заведующий лабораторией ландшафтной экологии Института фундаментальных проблем биологии РАН, член президиума Российской экологической академии. По сути присланных на конкурс работ следует отметить, что уровень содержания и особенно оформления проектов, по сравнению с предыдущими годами, значительно вырос. В существенной степени это может быть объяснено активизацией в школьной практике проектной деятельности, проведением обучающих семинаров. В то же время имеет место широкое использование информации из сети Интернет, большие фрагменты заимствованного текста без соответствующих ссылок (всё это легко проверяется, в том числе с помощью программ «антиплагиат»). Заметно также чрезмерное увлечение руководителей и консультантов проектов редактированием текстов учащихся, в результате чего порой из авторства, по сути, исчезает ученик, и конкурс учащихся становится конкурсом руководителей проектов. Поэтому руководителям проектов следует лишь наставлять, направлять учащегося при написании проекта, а не готовить за него отчет. Отмечается, что в части работ заключительные рекомендации имеют очень общий характер и слабо связаны с полученными результатами исследования. Однако организаторы надеются, что приобретенный опыт и полученные знания будут способствовать более эффективной природоохранной деятельности. Зачастую такая связь экологического исследования и обоснованных дальнейших действий по улучшению экологической ситуации встречалась непосредственно в представленных на конкурс проектах, что оценивалось особенно высоко. По номинации № 1 «Экологические проблемы родного края» как положительный момент отмечается рост методической обоснованности проектов. Авторы все меньше путают методы с методикой, объект с предметом исследования. Но достаточно часто встречается некорректное описание методов исследования: авторы ограничиваются просто общим перечислением групп методов, или вместо указания метода даётся просто ссылка на источник литературы. Обоснованность выбора используемых методов встречается редко. По номинации № 2 «Глобальные проблемы биосферы в зеркале конкретных экосистем» весьма заметно, что авторы не всегда обосновывают отнесение проекта к этой или иной номинации. Понятно, что «все в мире связано со всем», но важно автору показать умение логически мыслить и дать свои объяснения имеющимся в природе взаимосвязям. При этом, к сожалению, наблюдается чрезмерное увлечение экологическим алармизмом, слишком часто необоснованным. Отсутствие доказательств, порой голословное обвинение деятельности человека во всех изменениях в природе на основании анализа порой только двух случайно отобранных образцов ведут к дискредитации науки и порождают экологический нигилизм и, как следствие, деэкологизацию нашего общества. Работы по номинации № 3 «Этнографические исследования» в очередной раз подтвердила интерес юных участников к темам и проблемам этнографии. Здесь возможен весьма позитивный момент для участника - выработка важного навыка: учиться соотносить затраченные усилия и полученный результат. Это отличный способ формировать творческий потенциал и один из путей найти себе единомышленников. Присланные работы также показывают, что далеко не всегда удается молодым исследователям работа с респондентами, которая требует определенных знаний и навыков. Специфика номинации связана с желательностью уйти от вселенских масштабов исследования, оставить красивые слова и декларации для лозунгов, а выбирать темы в соответствии со своей эрудицией, компетенцией и опытом. Позитивно то обстоятельство, что дети видят пользу и практическую востребованность проектов не только для себя, но и своих сверстников, школы в целом, школьного музея, села (поселка, города), родного края. По номинации №4 «Первые шаги в экологии» также отмечается существенно возросший уровень работ. Но слишком часто от самых молодых исследователей мы получаем многостраничные отчеты, не содержащие достаточных доказательств причастности авторов к их выполнению (хотя бы фотоотчёт). На основании решения жюри конкурса авторы проектов награждены Дипломами «Хранители Земли» семи ступеней. Дипломами высшей – 7-й ступени награждены авторы проектов, получивших самую высокую оценку жюри. Все руководители работ получат Сертификаты, подтверждающие руководство проектами-победителями XII Всероссийского конкурса учебно-исследовательских проектов «Человек на Земле». Электронные версии Дипломов «Хранители Земли» и Сертификатов будут направляться в адрес руководителей проектов. По итогам конкурса осенью 2018 г. в Москве планируется проведение Школы-конференции «Хранители Земли». На школу-конференцию будут приглашаться представители авторского коллектива из числа победителей, отмеченных Дипломами 7-й и 6-й ступенями, вместе с руководителем. Программа предусматривает представление авторами проектов в форме стендовых докладов, а также лекции, мастер-классы, круглые столы, экскурсии. Приглашение на школу-конференцию будет направляться непосредственно участникам после 15 июня 2018 г.
С уважением, Председатель жюри Председатель оргкомитета
|
© НП «Содействие химическому и экологическому образованию» |